Зря Сергей Фурсенко и Гус Хиддинк убеждали нас, что во время совместного обеда в Москве и жеребьёвки Евро-2012 в Варшаве они совсем не обсуждали вопрос дальнейшего сотрудничества. Наверняка обсуждали, просто решили не принимать судьбоносного решения на скорую руку. А теперь, выходит, самое время. Несколько странно, конечно, что дату расставания главного тренера со сборной России мы узнали фактически через третьи руки, из авторской колонки Гуса в голландской газете De Telegraaf. Ну да ладно, и на том спасибо.
Хиддинк назвал "очень приятным" разговор с новым президентом РФС, что, однако, не поколебало его желания уйти. "У России будет достаточно времени, чтобы найти мне преемника", – подчеркнул Гус. Действующее соглашение он отработает до конца. До 30 июня 2010 года.
Досрочный разрыв договора бумерангом ударил бы по работодателю, которому в таком случае пришлось бы выплатить голландскому специалисту солидную неустойку. Фактически ни за что. А отставка по собственному желанию, соответственно, была неинтересна самому Хиддинку – ведь при таком раскладе он лишался гарантированных нескольких миллионов долларов гонорара.
Потому и решено было оставить всё как есть. РФС в этой ситуации стал заложником собственноручно же составленного контракта, в котором почему-то забыли прописать меру ответственности тренера за результат. Видно, и мысли о неудаче не допускали. Ведь это же Хиддинк, счастливчик Гус… Увы, 18 ноября 2009 года фортуна от него отвернулась.
И РФС оказался в очень неловком положении.
Более двух месяцев тренер, изолировавшись от внешнего мира, переосмысливал фиаско, случившееся в словенском Мариборе. Результатом этих размышлений стал вывод, что в неудаче виноваты как футболисты, так и тренеры. О чём мы и сами, в общем-то, догадывались. К сожалению, более развёрнутого анализа выступления национальной команды в отборочном цикле чемпионата мира от маститого голландца не дождались ни мы, рядовые болельщики, ни чиновники федерации.
Извиняться перед исполкомом РФС за невыход команды в ЮАР пришлось Александру Бородюку. Хотя все с нетерпением ждали доклада именно главного тренера. Однако и такого пункта в разделе "Обязанности сторон" трудового договора Хиддинка не оказалось. Прервав в феврале обет молчания, Гус простодушно сообщил, что впервые слышит о необходимости писать какие-то отчёты. Ему о них не говорили.
После медалей Евро-2008 никому и в голову не пришло спрашивать у тренера-триумфатора какие-то доклады. Хотя разложи Гус по полочкам составляющие того успеха, это было бы бесценное учебно-прикладное пособие для молодых отечественных кадров. А теперь возвращаться к этому вопросу как бы и не с руки. Заиграно, как говорят в футболе. Покинув Россию, Хиддинк, скорее всего, заберёт с собой и все свои победные секреты. Хорошо, что Александр Бородюк с Игорем Корнеевым эти четыре года, с марта 2006-го, под его началом трудились – работа с таким мэтром должна была обогатить их полезными знаниями и опытом.
Теперь мы несколь
...
Читать дальше »